198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301
на картеГруппа депутатов и сенаторов от ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким внесла в Госдуму законопроект о запрете приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг без решения суда. Документ размещен в думской электронной базе.
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым приостановка и ограничение предоставления коммунальных услуг, в том числе отопления, газоснабжения, электроснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах допускаются исключительно на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно действующему законодательству, исполнители коммунальных услуг вправе ограничивать или прекращать их предоставление в случае образования задолженности. «Законопроект сохраняет эти полномочия, но вводит дополнительный механизм защиты граждан, предусматривающий, что приостановка или ограничение коммунальных услуг допускается только на основании вступившего в законную силу решения суда, что позволяет предотвращать злоупотребления и учитывать социальную уязвимость отдельных категорий граждан», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Выступление в силу законопроекта предусматривается с 1 марта 2026 года.
Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 797061−8), дающий Правительству РФ возможность устанавливать особенности применения жилищного законодательства, законодательства об электроэнергетике и о теплоснабжении в период введения специальных режимов.
Внесенный к первому чтению законопроект предполагал наделить правительство полномочиями по определению перечня территорий (частей территорий субъектов РФ, отдельных муниципальных образований), в отношении которых в связи с проведением контртеррористической операции, военного положения, режимов максимального (среднего) уровня реагирования и уровня повышенной готовности, а также в связи с возникновением чрезвычайной ситуации федерального характера могут быть установлены особенности применения отдельных положений законодательства РФ об электроэнергетике, о теплоснабжении и жилищного законодательства.
В электроэнергетике предлагаемые нормы касались функционирования оптового и розничных рынков, начисления, уплаты и списания неустоек, штрафов, пеней, организации и проведения отборов мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, оперативно-диспетчерского управления, ограничений режима потребления электрической энергии, а также вывод объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.
В сфере теплоснабжения – это ценообразование в сфере теплоснабжения, начисление, уплата и списание неустоек, штрафов, пеней, применение иных мер ответственности, согласование, утверждение и исполнение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, разработка и утверждение схем теплоснабжения, вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, а также технологическое присоединение к системам теплоснабжения;
В качестве положений жилищного законодательства, в отношении которых могут быть установлены особенности их применения, определялись оказание коммунальных услуг, управление многоквартирными домами, организация капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ликвидация аварийного жилищного фонда.
Ко второму чтению по замечаниям комитета Госдумы по энергетике, ответственного за законопроект, документ дополнен двумя статьями, предоставляющими правительству право на установление особенностей применения законодательства в области газоснабжения и водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, расширен перечень правоотношений, в отношении которых правительство может устанавливать особенности применения законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении и жилищного законодательства. Это касается требований к обеспечению надежности энергосистем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики, качества электроэнергии, особенности техприсоединения к электрическим сетям, подготовки к отопительному сезону, поставок коммунальных ресурсов, установки и замены приборов учета, техобслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и так далее.
Действие положений федерального закона о праве правительства определять особенности применения законодательства РФ о газоснабжении, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, об электроэнергетике и жилищного законодательства будет распространено на территории, на которых уже введены и действуют специальные режимы.
Кроме того, ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» дополнен определением «систем накопления электрической энергии», положениями об их функционировании при производстве, преобразовании и продаже электроэнергии, а также техприсоединении их к электрическим сетям.
Как пояснил председатель комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов, системы накопления электроэнергии используются повсеместно, в том числе на территориях, на которых введены специальные режимы, для организации энергоснабжения при нарушении функционирования генерирующих и сетевых объектов. Однако правовое регулирование таких систем до сих пор отсутствует. Этот пробел важно устранить.
Шульгинов, выступая на пленарном заседании Госдумы 14 октября, заявил: «Сегодня, в условиях СВО, объективно назрела корректировка нормативной базы в части особенностей исполнения требований федерального законодательства в сфере ЖКХ, электроэнергетики, теплоснабжения и так далее. Она проведена с учетом норм антикризисного законодательства последних лет».
Правительство постановлением от 01.10.2025 N 1511 установило периодичность проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля для объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего и умеренного риска причинения вреда (ущерба), опасных производственных объектов III и IV классов опасности. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно документу, обязательные профилактические визиты осуществляются со следующей периодичностью:
— для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, опасных производственных объектов III класса опасности — не более одного обязательного профилактического визита в 3 года;
— для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, опасных производственных объектов IV класса опасности — не более одного обязательного профилактического визита в 5 лет;
— для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, — не более одного обязательного профилактического визита в 6 лет.
Периоды проведения обязательных профилактических визитов исчисляются с момента принятия контрольным (надзорным) органом решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска, присвоения класса опасности опасному производственному объекту.
При определении периодичности проведения обязательных профилактических визитов не учитываются обязательные профилактические визиты, проведенные по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых представляются такие уведомления, утверждается положением о виде контроля. Обязательный профилактический визит в указанном случае проводится не позднее шести месяцев с даты представления такого уведомления.