198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301

на карте Подать заявку в «Энерго»

ФАС опубликовал методику расчёта обоснованных энергоцен для газовых и угольных ТЭС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала методику расчёта предельных обоснованных цен на электроэнергию для газовых и угольных ТЭС, что может снять периодически возникающие споры между регулятором и генерирующими компаниями о завышении цен на рынке «на сутки вперёд» (РСВ). Потолок обоснованной стоимости будет зависеть от расхода топлива и его фактической цены. Компаниям придётся объяснять причины в случаях превышения потолка. Участники рынка надеются, что это позволит пресечь возможные манипуляции. Но обсуждение продолжается: регуляторам ещё нужно установить нормативы расхода топлива для всех типов ТЭС.

По методике можно будет рассчитать уровень «предельных экономических затрат» на производство электроэнергии. Обоснованный потолок будет определяться исходя из удельного расхода топлива и средней фактической цены топлива в конкретный час. Будут также учитываться прочие затраты станции (например, транспортно-заготовительные работы) в размере 15% от общих затрат для угольных ТЭС и 10% для газовых. Изначально «Совет рынка» предлагал установить коэффициент для газовых блоков в размере 5%, а генкомпании, по данным газеты, предлагали увеличить показатель до 20–25%. Если цена в заявке окажется выше обоснованного потолка, то генкомпания может предоставить обоснования.

При расчёте затрат на покупку топлива ФАС будет использовать в том числе данные о рыночных ценах на топливо от «независимых информационно-аналитических организаций», данные сайтов закупок, результаты биржевых торгов.

«Совет рынка» в прошлом году предлагал установить максимальные нормативы расхода топлива для угольных станций – 333–440 гут на 1 кВт•ч, для газовых – 323–418 гут. В «Совете рынка» пояснили, что исполнительный аппарат регулятора при подготовке предложений набсовету будет ориентироваться на ранее предложенные параметры, но с учётом новой логики их применения, отраженной в актуальной редакции документа.

В «Совете рынка» ожидают, что после принятия документа повысятся прозрачность и конкуренция на рынке: «Отсутствие чётких и понятных критериев нередко приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям, сопровождается возбуждением антимонопольных производств». Например, в 2021 году ФАС обвинила «Т Плюс» в завышении ценовых заявок на РСВ, но проиграла все суды. Весной 2022 года ФАС обвинила в манипуляции ценами на РСВ «Сибирскую генерирующую компанию».

Принять эту методику ФАС должна была ещё до 1 мая 2011 года, поэтому необходимость её утверждения более чем назрела, говорит Сергей Сасим из НИУ ВШЭ. Он полагает, что эффективность документа сильно зависит от настройки общей системы мониторинга цен, включая чёткое определение источников данных, ответственности заинтересованных ведомств, регулярности и логики информационного обмена, чтобы избежать риска избирательного применения санкций. Впрочем, если энергорынок развивается и работает нормально, то стимулы для контроля за операционными затратами должна создавать конкуренция, а не бюрократическая система, уверен эксперт: «Это искажает роль рыночных цен и замедляет технологическое развитие».