198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301
на карте30 января 2022 года в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством члена Бюро Правления РСПП, председателя Комиссии Григория Березкина.
На заседании рассматривался вопрос: "Организация мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций".
В рамках разрабатываемого и принятого в первом чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности)" утверждаются нормы по организации мониторинга финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций. Согласно этим нормам:
• Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению критериев финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций;
• Ассоциация "НП Совет рынка" наделяется полномочиями по мониторингу исполнения указанных критериев.
За несоблюдение показателей финансовой дисциплины устанавливается ответственность для гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций в виде лишения статуса субъекта оптового рынка.
Стоит отметить, что проекты нормативных правовых актов, реализующих положения законопроекта, находятся в разработке и на публичные обсуждения еще не выносились.
Представителями гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний высказано мнение, что существующая модель по контролю за финансовой дисциплиной организаций самодостаточна и ее ужесточение нецелесообразно. Основные долги перед сетевыми и генерирующими компаниями были сформированы недобросовестными компаниями, которые уже исключены из субъектного состава оптового рынка. В настоящий момент, несмотря на непростую экономическую ситуацию, гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании выполняют свои обязательства по оплате электрической энергии в полном объеме.
При этом остается многолетняя проблема систематических неплатежей в адрес гарантирующих поставщиков со стороны бюджетных организаций и потребителей ЖКХ на розничном рынке.
Также отмечено, что окончательную позицию по предлагаемому механизму мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков можно выработать только после ознакомления с подзаконными нормативными актами. Например, в них, в частности, необходимо предусмотреть ответственность сетевых компаний перед гарантирующими поставщиками за ненадлежащее исполнение обязательств по покупке электрических потерь. Наличие неисполненных обязательств по покупке электрических потерь приводит к ухудшению финансового состояния гарантирующих поставщиков.
По итогам заседания принято решение, что для окончательной выработки позиции Комиссии по вопросу необходимо ознакомиться с проектами нормативных правовых актов, реализующих положения законопроекта. Проект постановления Правительства РФ, со слов представителя Минэнерго, будет представлен на общественное обсуждение в течении месяца.
После ознакомления с указанным проектом и проведения опроса членов Комиссии будет принято решение о целесообразности созвать очередное заседание Комиссии для обсуждения механизма организации мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.
Производство электроэнергии в России по итогам 2022 года в годовом выражении возросло на 0,6% и составило 1,167 трлн кВт-ч, следует из материалов Росстата.
В том числе, выработка тепловых электростанций (ТЭС) показала рост на 3,1%, — до 737 млрд кВт-ч (доля в общей выработке — 69%), атомных электростанций (АЭС) – на 0,5%, — до 224 млрд кВт-ч, а выработка гидроэлектростанции (ГЭС) сократилась на 7,7%, — до 200 млрд кВт-ч. ВИЭ-генерация нарастила выработку на 18,1% — до 7 млрд кВт-ч.
В декабре 2022 года общая выработка электроэнергии в РФ относительно декабря сократилась на 0,7%. При этом, производство на ТЭС выросло на 3,9%, а на АЭС и ГЭС снизилось на 8,9% и 11,9% соответственно.
Производство пара и горячей воды за прошедший год в целом по стране составило 1297 млн Гкал (-3,3%), в том числе, отпущенные электростанциями 594 млн Гкал (-2,9%), котельными 610 млн Гкал (-4%), 90,5 млн Гкал (-1,1%).
В декабре в годовом выражении суммарное производство пара и горячей воды уменьшилось на 1,4%. При этом производство электростанциями возросло на 0,7% котельными и промышленными утилизационными установками сократилось на 2,9% и 5,7% соответственно.
Минэнерго может запретить бизнесу напрямую подключаться к магистральным электросетям ФСК, следует из законопроекта министерства, с которым ознакомилось издание. С 1 января 2024 года все новые потребители будут обязаны присоединяться к ФСК только через системообразующую территориальную сетевую организацию (ТСО). Тариф ТСО, как правило, в разы выше тарифа ФСК, поэтому расходы новых клиентов на оплату услуг по передаче существенно вырастут. В 2023 году тариф ФСК составит 241 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. В Минэнерго не ответили на запрос газеты.
Министерство хочет создать по одной системообразующей ТСО в каждом регионе – это необходимо для реализации новой волны консолидации мелких частных сетей. Статус системообразующей получит самая крупная ТСО в регионе, поэтому в части субъектов РФ статус, очевидно, достанется дочерним предприятиям «Россетей». Все потребители будут обязаны подписать с крупной ТСО договор на услуги по передаче. Минэнерго надеялось запустить механизм в 2023 году, но этим летом министерству пришлось снова направить свои поправки на согласование с другими ведомствами. По данным газеты, сейчас документ поступил на обсуждение рабочей группы «по регуляторной гильотине».
Минэнерго уже давно озаботилось ставками магистральных электросетей: министерство хотело вдвое увеличить тариф ФСК, обещая при этом снизить тариф на распределительных сетях. Однако от этой инициативы отказались после яростной критики крупного бизнеса и других министерств. В «Россетях» заявили «Коммерсанту», что поправка призвана упорядочить взаимодействие с «опосредованными» потребителями ФСК в части эксплуатации магистральных сетей и обслуживания крупных потребителей. Сейчас ФСК обязана обслуживать всех «опосредованных» потребителей наравне с ТСО (независимо от мощности подключённых энергопринимающих устройств). Вводимые требования не будут касаться тех «опосредованных» потребителей, которые уже обслуживались ФСК, отметили в госхолдинге.
UPD. Позднее в Минэнерго прокомментировали эту тему агентству ТАСС: «Текущий порядок присоединения к магистральным электросетям для потребителей сохраняется. Предлагаемые нововведения направлены на исключение «искусственного» появления новых случаев опосредованного присоединения к магистральным сетям, то есть подключения через объекты третьих лиц».
Промышленность критикует создание ограничений на прямой доступ к сетям ФСК. «Введение запрета нацелено исключительно на пополнение выручки сетевой монополии, причём необоснованное, – прокомментировали в Сообществе потребителей энергии. – Дополнительные расходы у сетей не возникают, дефицит средств отсутствует. Договор с системообразующей ТСО при фактическом подключении к магистральной сети – искусственный, откатывает ситуацию на десятилетие назад к договорам аренды «последней мили». Инициатива ударит по инвестициям в первую очередь в энергоёмкие проекты, будет сдерживать импортозамещение и восстановление экономики в целом».
Низкий тариф ФСК стимулирует конечных потребителей искать пути прямого или опосредованного присоединения к магистральным сетям, говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. На его взгляд, Минэнерго хочет остановить опосредованное присоединение конечных потребителей к сетям ФСК. Вероятно, Минэнерго исходит из логики, что ФСК – это системообразующая сеть, которая не предназначена для присоединения потребителей, а её функция – формирование районных энергосистем и обеспечение связей между региональными энергосистемами.
Г-н Сасим отмечает, что в первую очередь инициатива Минэнерго коснётся потребителей, присоединённых к ФСК не напрямую, а через сети прямого потребителя. Если законопроект будет принят в нынешней редакции, такие опосредованные потребители будут оплачивать передачу по более высоким тарифам распределительных сетей. Прекращение обслуживания опосредованных потребителей со стороны ФСК увеличит полезный отпуск распределительных сетей, что будет способствовать сдерживанию роста котловых тарифов, допускает аналитик, но платежи потребителей после ухода с сетей ФСК ощутимо вырастут. «Перед принятием закона необходимо дополнительно проанализировать экономические последствия, особенно для зон опережающего развития, которые региональные власти зачастую организовывают именно по схеме опосредованного присоединения, обеспечивая тем самым инвестиционно привлекательные тарифные условия», – полагает Сергей Сасим.