198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301
на карте Подать заявку в «Энерго»ФАС рассматривает возможность пересмотра новых тарифов на электроэнергию на 2024 год в ряде субъектов страны.
По словам собеседников издания, служба имеет претензии к регионам, которые резко увеличили тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов потребления для домохозяйств. Как сообщал «Коммерсант» в начале ноября, правительство хочет обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юрлиц переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления (дифференцированные тарифы). Поправки к законодательству все еще находятся в аппарате правительства, но между регуляторами и «регионами с превышением предельных уровней» была достигнута договоренность «исходить из логики проекта документа», поясняют собеседники газеты.
В России тарифы на электроэнергию для населения находятся ниже экономически обоснованного уровня. Часть нагрузки регулятор перекладывает в тариф для промышленности, то есть, по сути, бизнес субсидирует население. В каждом регионе установлен предельный уровень этой субсидии. В 2022 году промышленность доплатила за население около 241 млрд рублей, а в 2023 году — рекордные 294 млрд рублей.
Один из собеседников «Коммерсанта» утверждает, что ФАС может потребовать пересмотра тарифных решений в девяти регионах. Наибольшее возмущение, по сведениям газеты, вызвало решение тарифного органа Иркутской области, власти которого в 2021 году просили запустить в РФ механизм дифференциации тарифов для населения из-за бурного развития серого майнинга. Однако в итоге власти региона решили оставить единый тариф для населения вне зависимости от объема потребления: для городского населения одноставочный тариф с июля 2024 года составит 1,58 рублей за 1 кВт•ч, а для сельских жителей — 1,106 рублей.
Как отмечает один из собеседников газеты, в Иркутской области удельное потребление электроэнергии населением составляет 4 МВт•ч на человека в год, что в три раза больше, чем во всех остальных регионах Сибири, и в четыре раза больше, чем в Москве. Часть этого потребления приходится на майнеров в бытовом секторе: нагрузка таких майнеров в регионе — около 200 МВт.
Вместо введения дифференциации тарифов для населения тарифная служба Иркутской области увеличила одноставочные тарифы на передачу электроэнергии для юрлиц во втором полугодии 2024 года сразу на 18,6%, хотя среднероссийский средний уровень индексации — 9,1% (согласно прогнозу Минэкономики).
Тариф для коммерческого потребителя на высоком напряжении составит 0,595 рублей за 1 кВт•ч, для среднего напряжения — 1,24–1,56 рублей, а на низком напряжении — 2,068 рублей.
В результате нагрузка на бизнес в Иркутской области существенно вырастет. Предельный объем перекрестного субсидирования в регионе (зафиксирован в постановлении правительства №1178) составляет 5,73 млрд рублей. В 2023 году фактический объем субсидии для бизнеса в Иркутской области составил 7,7 млрд рублей, а в 2024 году из-за принятых тарифных решений может превысить 8,03 млрд рублей, подсчитал директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Таким образом, в 2023 году Иркутская область на 34,6% превысила разрешенный уровень субсидии, а в 2024 году — на 40%. Сергей Сасим напоминает, что в 2023 году правительство в качестве исключения разрешило регионам превышать предельные уровни, но в 2024 году они больше не имеют права так поступать.
Комитет по тарифам в рамках своих полномочий утвердил новые долгосрочные инвестиционные программы на 2024−2028 годы для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга: ГУП «ТЭК СПб», АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ООО «Петербургтеплоэнерго», ПАО «ТГК-1», АО «ГСР ТЭЦ», АО «Юго-Западная ТЭЦ», говорится в сообщении комитета.
По информации ведомства, все программы разработаны и утверждены в соответствии со Схемой теплоснабжения Санкт-Петербурга, определяющей стратегию технологического и организационного развития системы теплоснабжения города, а также необходимые объемы модернизации и реконструкции источников тепловой энергии и тепловых сетей.
«Инвестиционные программы определяют перспективные планы развития системы теплоснабжения города: строительство новых источников теплоснабжения и тепловых сетей, модернизация и реконструкция объектов теплоснабжения. Все мероприятия осуществляются в целях обеспечения населения качественной и бесперебойной тепловой энергией, горячим водоснабжением, а также удовлетворения растущего спроса на тепловую энергию в динамично застраиваемых районах города», — поясняется в пресс-релизе.
По данным комитета, при реализации инвестпрограмм «организации планируют использовать современное энергоэффективное оборудование с максимально возможной автоматизацией и контролем процессов».
Отмечается также, что реконструкция тепловых сетей в рамках инвестпрограмм предусматривает применение современных коррозионно-стойких материалов, в том числе из сшитого полиэтилена, армированного высокопрочными нитями «Изопрофлекс», а также гофрированных труб из нержавеющей стали с изоляцией «Касафлекс». «Это позволит повысить надежность функционирования тепловых сетей, уменьшить потери тепловой энергии, послужит залогом безаварийной работы и приведет к надежному прохождению отопительного сезона», — подчеркивается в пресс-релизе.
В составе инвестиционных программ также запланированы мероприятия по созданию, реконструкции и модернизации цифровой инфраструктуры организаций. Это направление реализуется в рамках программы по импортозамещению и на основании Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической инфраструктуры РФ».
Правительство РФ утвердило постановление, предусматривающее формирование механизма поддержки коммунальной инфраструктуры за счет Фонда национального благосостояния и других заемных средств.
Постановление, которое было разработано ФАС РФ, также вводит положение о комплексной заявке в сфере водоснабжения.
Ресурсоснабжающая компания по заявке застройщика может построить с привлечением средств ФНБ инженерные сети для техприсоединения к тепло-, водоснабжению, водоотведению.
«Это позволит организациям сразу строить сети большего диаметра с учетом подключения всех потенциальных объектов, что в итоге распределит нагрузку на всех участников процесса», — говорят в ФАС.
«В результате принятое постановление ускорит инвестиционно-строительный цикл путем развития градостроительного потенциала, что также должно помочь реализации национальной цели по наращиванию годовых объемов ввода жилья [предусматривается Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»]», — считают в антимонопольной службе.